«Урок на всю жизнь»

Прямая линия Л.П.Кезиной с читателями газеты «Московский комсомолец» 01 сентября 2003 года


— Любовь Петровна, здравствуйте! Я собираюсь перевести ребенка в школу-экстернат, и вдруг услышала, что все экстернаты попадают под Единый госэкзамен.

— Неверно. В Москве всего 5 округов будут сдавать ЕГЭ: Западный округ, Южный, Юго-Западный, Восточный и Северо-Восточный. А перейти на экстернат может ученик любой московской школы.

— А по какому принципу выбирались эти пять округов?

— Это сильные округа в образовательном плане.

— Все школы Южного округа будут сдавать ЕГЭ?

— Да. А вас пугает что-нибудь?

— Пугает. Я слышала, что в этом году много выпускников завалили ЕГЭ. Что с ними будет?

— ЕГЭ можно пересдать через год. Но я хочу вас успокоить: если ученик в году имел по математике «3» или «4», а ЕГЭ написал на «2», то ему выставляется оценка «3». И следующий момент: ЕГЭ дает возможность очень спокойно написать работы, состоящие из трех частей. Первая часть: когда, к примеру, по математике дается вопрос и четыре варианта ответа, надо выбрать один правильный. И за это уже ставится тройка. Вторая часть этого задания: когда предлагают написать формулу или термин, и за это оценка увеличивается до четверки. А третья часть я полностью творческая. Дается, скажем, по математике 13 заданий, и, если ученик их выполняет, он получает «5». Поэтому сдавать ЕГЭ несложно, тем более в московских школах, где обучение идет хорошо.

— Дима из Йошкар-Олы беспокоит. Почему ЕГЭ обкатывалис в регионах, а не в Москве?

— А вам обидно?

— Нет, но не кажется ли вам, что это неэтично?

— Не кажется. Москва никогда необдуманно ни в какие эксперименты не вступает. Поэтому мы сначала изучили результаты ЕГЭ в регионах, разослали в 5 регионов свои рабочие группы, состоящие из методистов, директоров школ, я сама выезжала в Псковскую область.

— Как будут поступать в вузы те, кто сдает ЕГЭ, и те, кто не сдает?

— Вместе с Министерством образования мы определим ряд вузов и около ста специальностей, на которые ребята с ЕГЭ-свидетельствами будут поступать без экзаменов. Остальные я на общих основаниях. Ребята, сдавшие ЕГЭ, но выбравшие вуз, который ЕГЭ-сертификаты не принимает, так же будут поступать на общих условиях.

— А список этих вузов есть?

— Перечень вузов мы обнародуем весной.

— Алле! Дети, которые не сдают ЕГЭ, будут поступать в вузы как обычно, правильно? А те, кто сдают, просто принесут свои ЕГЭ-сертификаты и уже на их основании будет конкурс, правильно?

— Правильно.

— Угу… А если придут одинаково сдавшие ЕГЭ?

— Тогда будут смотреть, как абитуриенты учились в течение года.

— Но вы же понимаете, что успеваемость в течение года — необъективная мерка. Тройка в одной школе, не то же самое, что тройка в другой, правильно?

— Поэтому и вводится ЕГЭ.

1800 жалоб поступило в этом году в Департамент образования на директоров, которые вымогают деньги у родителей.

— Вас беспокоит дедушка ученика 4 класса школы 1015. Хочу пожаловаться: в конце учебного года учительница объявила, что мы должны сдать по 500 рублей ей на отпуск.

— Напишите заявление на мое имя, изложите все факты, я вам гарантирую, что ваша фамилия нигде не будет фигурировать. Я дам задание Контрольно-ревизионному управлению Департамента образования все проверить.

— После моего обращения к вам по поводу поборов в школе № 1130, администрация потратила массу времени на вычисление автора. Теперь я испытываю негативное к себе отношение, в том числе нежелание видеть меня на родительском собрании, потому что я бабушка. Я боюсь, что это отразится и на моем внуке.

— Во-первых, вы сделали все абсолютно правильно. Когда я начинаю бороться, я тоже борюсь с открытым забралом, никого не боюсь. Поэтому вам надо спокойно к этому отнестись. Как бабушка, вы имеете полное право на воспитание своего ребенка, имеете полное право ходить на родительские собрания.

— Это звонит родительница Наталья Вячеславовна. Наш ребенок идет в 1 класс школы № 1209. Мы в шоке: кабинет сделали прямо в коридоре, на этот кабинет нужно внести по 200 долларов и по 2 тысячи рублей.

— Зачем?

— Сказали, что на перегородки…

— Мы проверим.

— Меня зовут Марина. Любовь Петровна, школы становятся все более коррумпированными…

— Да кто же вам это сказал?!

— Но ребенка невозможно устроить в школу без взятки…

— Таких директоров я наказываю.

— Но попадаются единицы. А берут почти все.

— Называйте школу и фамилию директора.

— Я мама троих детей. Один идет в 1-й класс, второй в 5-й, третий в 11-й, директор сказал, что с этого года я обязана сдавать деньги на охрану, мол, это ваш приказ. Я не верю! Да и нет у меня таких денег!

— В связи с терактами охрана в школе будет обязательной. И родители должны платить за нее. Если вы не в состоянии заплатить, то попечительский совет школы должен принять решение освободить вас от уплаты.

— Но у нас нет попечительского совета.

— Возможно, что в вашей школе это называется родительским комитетом. Дело в том, что мы пытаемся возродить систему попечительских советов, куда могут входить не только родители, но и бывшие выпускники школы. В некоторых школах попечительские советы уже созданы, а нет их там, где слабые директора, которые боятся допускать до управления школьными делами родителей. Или там, где директора сильные, они считают, что и сами смогут справится со всеми проблемами. Но лично я выступаю за государственно-общественное управление школами.

— Мы прописаны в Новосибирске, но живем в Москве. И нашего ребенка не берут в школу без регистрации по месту жительства.

— Я вам гарантирую, что ребенка вашего примут в школу, но регистрация как законопослушному гражданину вам необходима.

— Мой ребенок весь второй класс учился во вторую смену. Сейчас он идет в третий, и тоже во вторую смену. Разве так можно?

— В первую смену обязаны учиться ученики 1-2-х классов, 9, 10-х, 11-х классов. Все остальные могут учиться во вторую смену.

— У меня ребенок учится в коррекционной школе. И там не хватает учебников.

— Что-то новое. У нас нет проблем с учебниками. Назовите номер школы, мы разберемся.

— Мой ребенок учится в начальной школе, в классе 36 учеников! Существуют ли нормы наполняемости?

— 25 человек.

— Я бабушка, Коломаева Нина Павловна. Моя внучка пойдет во 2-й класс школы № 1065. В прошлом году там температура зимой была плюс 11. Первоклашки сидели в варежках. И в этом году нам сказали: надо закупать обогреватели.

— Нина Павловна, ближе к зиме мы эту школу проверим специально.

— У меня внук во Дворце пионеров им. Гайдара плаванием занимался, а потом мы в «МК» прочитали, что там какой-то бордель. Директора сняли. Мы, честно говоря, обрадовались. И вот я снова вижу, как она идет по коридору Дворца! Уж уволили и слава богу, зачем возвращать?

— Она пришла в Департамент, принесла бумаги из Гильдии адвокатов с печатями, что против нее не возбуждено никакого уголовного дела и начала уверять, что имеет все основания оставаться на своей должности. Позиция Департамента — она там работать не должна! Сейчас в ваше окружное управление пришел новый начальник, он ее уволит.

485 образовательных учреждений Москвы принимают участие в различных экспериментах. Министерство образование и вовсе объявило весь следующий год экспериментальным.

— Это Аня. Какие профессии будут давать профильные школы?

— Никакие. Эти школы дадут возможность старшеклассникам более глубоко изучать те предметы, которые пригодятся ребятам при поступлении в выбранный ими вуз. Профильные школы будут разные: естественно-научные, гуманитарные, художественные, технологические.

— Меня зовут Лена, я учусь в 11-м классе. Газеты пишут: в последнее время Министерство пытается копировать западную систему образования. Что вы об этом думаете?

— Россия не входит в образовательное пространство Европы, поэтому аттестаты наших выпускников не признает ни одна страна, надо, наверное, подтягиваться до уровня. Министерство образования, на мой взгляд, сделало правильно. Другое дело, как ввести 12-летку? Для этого сейчас идет эксперимент, который закончится в 2007 году.

— Иван Иванович. Услышали про школу полного дня, но до конца не поняли, что это такое. Продленка?

— Группы продленного дня себя не оправдали. Дети, в основном, занимались на продленке выполнением домашнего задания. В школе полного дня ребята будут находится с 8:00 до 18:30. Исключительно по желанию родителей. В первой половине дня — уроки, во-второй — обед, прогулка, самоподготовка и различные секции, кружки, студии, экскурсии.

— Я мама пятиклассника, Марина. Любовь Петровна, я слышала, что вы разрешили выполнять домашнее занятие на компьютере…

— Не всем дано красиво писать, я как бывший учитель начальных классов хорошо это понимаю, некоторых просто невозможно научить. Хотя есть признак: чем хуже почерк, тем талантливее человек.

— Добрый день. Мы, родители учеников 6-го класса, узнали, что по новым правилам школы, в которых больше трех этажей, должны закрываться. Наша 5-этажная закроется?

— Эти нормы не подходят для мегаполисов. В Москве около 70 процентов школ 4-5-этажные. Если, как рекомендовано, ученики будут посещать верхние этажи лишь иногда, то резко возрастет количество учеников, обучающихся во вторую смену. Мы на это не пойдем.

— Здравствуйте, меня зовут Мария, я учусь в 10-м классе. Я постоянно читаю «МК» и обратила внимание, что в международных олимпиадах почему-то побеждают…

— не москвичи.

— Может, столичное образование становится хуже?

— На городском педсовете я как раз критиковала учителей за то, что не поощряют участие своих учеников в олимпиадах. Я считаю это проколом. А уровень образования в Москве очень высокий. В этом году 14 тысяч выпускников наградили похвальными грамотами за успехи в различных предметах, 3300 ребят получили аттестат с пятерками, но без медалей, 5 тысяч — золотые и серебряные медалисты. Каждый четвертый московский ученик закончил год без троек.

— Любовь Петровна, с вами говорит Федор, девятиклассник.

— Очень приятно, Федор.

— Меня интересует, почему за границей каникулы маленькие, а у нас такие большие? По-моему, это плохо влияет на успеваемость. Человек привыкает отдыхать и ему потом трудно учиться.

— Уже два года мы проводим в Москве эксперимент по рационализации учебного времени. В нескольких школах увеличены осенние и весенние каникулы и сокращены летние. Но когда мы провели опрос, то и ученики, и родители были против нововведений.

— Ага. Еще вопрос. Может ли учитель влиять на ученика при выборе им выпускного экзамена? У нас учительница хочет, чтобы мы все сдавали литературу.

— У нас есть федеральные экзамены (литература, русский язык и математика), остальные — по выбору ученика.

— И еще вопрос. Я учусь в школе-интернате № 58. У меня очень много кружков, но директор не отпускает нас раньше 8-ми вечера!

— Может, ты доверием у него не пользуешься?

— Он всем так говорит.

— Должен отпускать. Ты очень умный парень. Я думаю, что ты хорошо учишься, да?

— Да.

— Если директор не будет тебя отпускать, придешь ко мне в Департамент образования, и я тебе помогу.

Лимит времени, отведенный на прямую линию с читателями, давным-давно истек, а Любовь Петровна все продолжала поднимать трубку. «Отключите телефон» — наконец, попросила она, — «Я же не уйду, пока будут раздаваться звонки… Нет, погодите, последний!»

— Алло! Я учитель с 50-летним стажем, Зинаида Алексеевна. Мы с вами встречались. Помните в 80-х годах Фрунзенский район выходил на эксперимент по УПК? Хочу пожелать вам здоровья и добра. Я столько лет пыталась вам дозвониться!

— И благодаря «МК» дозвонились. Спасибо!


 

Любовь Кезина: На фоне других регионов России в Москве сейчас самое качественное образование. Интервью агентству «Интерфакс» 15 июня 2007 года

Любовь Кезина: “Самое главное в жизни — никого и ничего не бояться” - прямая линия с читателями газеты «Московский комсомолец» 30 августа 2005 года

Родительское собрание с Любовью Кезиной - Радиостанция "Эхо Москвы", Воскресенье, 28 августа 2005 г., ведущая - Ксения Ларина

Интервью с Любовью Кезиной - Радиостанция "Эхо Москвы", понедельник, 20 июня 2005 г., ведущий - Андрей Норкин

"Горячая линия" по итогам школьного учебного года - Кезина Любовь Петровна отвечает на вопросы слушателей "Эха Москвы" 05.06.2005 г.

"Московским педагогам к осени повысят зарплату" - прямая линия c читателями газеты «Московский комсомолец» 21.02.2005 г.

Главный учитель Москвы - в "МК"! Стенограмма пресс-конференции в “МК” руководителя Департамента образования г. Москвы Любови Кезиной 16 февраля 2005 года, 16.00.

"Мэр поставил нам пятерку, но я с этим не согласна». Интервью социально-экономическому журналу «Круг жизни» № 2 (4), 2004

Учитель - это профессия от бога. Интервью Л. П. Кезиной «Общественной газете РОССIЯ», 25.12.2003

«Нынче очень тяжела жизнь простого школяра», Горячая линия с читателями "Комсомольской правды", 01.09.2003

«Урок на всю жизнь», Горячая линия, Московский комсомолец, 01.09.2003


Анонсы:

 

© 2004, 2005 Разработка и поддержка: ИАЦ